вернуться назад, на главную страницу (печать документа Образовательная программа )
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Алтарник» разработана
в соответствии с:
1) Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
3) Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р);
4) Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 г. № 41);
5) Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
6) Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7) Методическими рекомендациями МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. №09-3242;
8) Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утверждено Приказом Минобрнауки РФ от 26.06.2012 г. № 504);
9) Стандартом православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации, утвержденным решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27.07.2011 г. Журнал № 76, в редакции от 28 апреля 2015 г. (утверждена приказом Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви от 28.04.2015 г.);
10) Положением о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви и конфессиональной аттестации образовательных организаций, утвержденным 28.11.2010 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви № 225 от 15.03.2018 г.;
11) Квалификационными требованиями к профессиональной деятельности педагога в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом, утвержденными Председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием 24.05.2016 г.
Программа имеет социально-педагогическую направленность и предполагает развитие компетентности обучающихся в области устроения церковной жизни Русской Православной Церкви (РПЦ), профессиональной деятельности в РПЦ и формирование навыков участия в православных богослужениях в качестве чтецов, пономарей, звонарей, певчих хора на уровне практического применения.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности.
Новизна программы состоит в том, что в ней представлен современный подход к традиционному для России духовному образованию юношей: в образовательном учреждении создается и поддерживается православный уклад в единстве с литургической жизнью Русской Православной Церкви, формируется особая образовательная и воспитательная среда. Это способствует устремленности обучающихся к духовному и нравственному совершенствованию, формированию у них ценностно-смысловой сферы личности и гражданско-патриотического мировоззрения в православных традициях.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что характерной особенностью раннего юношеского возраста (16-18 лет) является готовность и способность ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями).
Юноши могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Сфера познавательных, в том числе учебных, интересов выходит за пределы учебного заведения и приобретает форму познавательной самодеятельности — стремления к поиску и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков.
На период ранней юности приходится становление нравственного самосознания. Для учащихся становятся открытыми для обсуждения и понимания многие проблемы и в первую очередь – морально-нравственные.
1.1.3. Программа адресована юношам православного вероисповедания в возрасте от 16 до 18 лет.
1.1.4. Программа состоит из двух частей. Основная часть «Алтарник» рассчитана на 1 год 10 месяцев. Дополнительная часть «Абитуриент» — краткосрочная, рассчитана на 1 неделю (10 часов). Объем программы «Алтарник» – 802 часа, в том числе: первый год обучения — 406 часов, второй год обучения – 396 часов.
Для каждого года обучения учебная аудиторная нагрузка не превышает 10 часов в неделю. Максимальная нагрузка не превышает 14 часов в неделю. Занятия проводятся в режиме шестидневной учебной недели. Объём максимальной допустимой нагрузки учебного дня составляет не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни — не более 4 академических часов в день. Продолжительность занятий 40 минут.
1.1.5. Образовательная программа осваивается в очной форме.
Занятия проводятся по группам. Группа обучающихся формируется постоянной по составу на весь срок обучения. Наполняемость группы 10-25 человек.
Образовательный процесс организуется в форме занятий (теоретических и практических) и богослужебной практики. Для прохождения богослужебной практики и практики церковного чтения группы учащихся делятся на подгруппы.
1.2. Цель и задачи программы
Главные цели программы:
— утверждение обучающихся в духовной жизни, формирование твердых нравственных устоев и взглядов на жизнь в современном мире и обществе, формирование гражданско-патриотического мировоззрения;
— готовность и желание к работе на приходах в сфере социального, молодежного или катехизаторского служения, а также в качестве чтецов, пономарей, звонарей, певчих хора;
— подготовка к поступлению в духовную семинарию.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
Личностных:
— формирование высоко духовного и нравственно целостного чада Церкви и гражданского общества;
— формирование стремления реализовывать христианские заповеди в собственной жизни, в общении с ближними.
Метапредметных:
— развитие способности и стремления к самопознанию, систематической работе над собой;
— развитие стремления и способности самостоятельно анализировать исторические и политические события и их последствия в контексте православного мировоззрения;
— развитие интереса, потребности и способности к дальнейшему самостоятельному изучению и осмыслению православного вероучения.
Образовательных:
— приобретение знаний в области устроения церковной жизни Русской Православной Церкви (РПЦ), профессиональной деятельности в РПЦ;
— приобретение умений и навыков участия в православных богослужениях в качестве чтецов, пономарей, звонарей, певчих хора.
1.3. Содержание программы
Учебный план программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Алтарник» | |
812 часов: теоретические занятия 562 часа, практические занятия 250 часов | |
Рабочая программа «Алтарник» |
Рабочая программа «Абитуриент» |
802 часа: теоретические занятия 552 часа, практические занятия 250 часов |
10 часов: теоретические занятия 10 часов |
Рабочая программа «Алтарник» |
Количество часов | |||||||||
всего | в том числе | |||||||||
№ пп |
Учебные планы дисциплин |
1 год обучения |
2 год обучения |
|||||||
всего | теория | практика | всего | теория | практика | всего | теория | практика | ||
1 | Основы православной веры. Катехизис | 78 | 78 | — | 39 | 39 | — | 39 | 39 | — |
2 | Основы православной веры. Священная история Ветхого Завета | 39 | 39 | — | 39 | 39 | — | — | — | — |
3 | Основы православной веры. Священная история Нового Завета | 75 | 75 | — | — | — | — | 75 | 75 | — |
4 | Основы православной веры. Введение в литургику | 78 | 63 | 15 | 39 | 24 | 15 | 39 | 39 | — |
5 | Основы православной веры. Церковная история | 75 | 75 | — | 75 | 75 | — | — | — | — |
6 | Основы православной веры. История Русской Православной Церкви | 75 | 75 | — | — | — | — | 75 | 75 | — |
7 | Церковное пение | 74 | 32 | 42 | 37 | 21 | 16 | 37 | 11 | 26 |
8 | Церковнославянский язык | 78 | 78 | — | 39 | 39 | — | 39 | 39 | — |
9 | Церковнославянский язык. Практикум по церковнославянскому языку | 55 | — | 55 | 37 | — | 37 | 18 | — | 18 |
10 | Практическая литургика | 37 | 37 | — | 37 | 37 | — | — | — | — |
11 | Учебная практика церковного чтения | 74 | — | 74 | 37 | — | 37 | 37 | — | 37 |
12 | Богослужебная практика | 64 | — | 64 | 27 | — | 27 | 37 | — | 37 |
Итого: | 802 | 552 | 250 | 406 | 274 | 132 | 396 | 278 | 118 | |
Всего экзаменов | 30 | 15 | 15 | |||||||
Всего зачетов | 9 | 5 | 4 | |||||||
Всего консультаций | 19 | 5 | 5 | 5 | 4 | |||||
Всего занятий | 744 | 512 | 232 | 376 | 254 | 122 | 368 | 258 | 110 |
Рабочая программа «Абитуриент» |
Количество часов | |||
№ | Учебные планы дисциплин | всего | Теория | практика |
1 | Основы православной веры | 10 | 10 | — |
Рабочий учебный план программы по дисциплинам 1 год обучения
№ пп |
Название дисциплины, темы |
Количество часов |
Формы аттестации, часы |
||
всего | теория | практика | |||
1 | Основы православной веры. Катехизис | 39 | 35 | — |
Экзамен, 3 Консультация, 1 |
Введение | 1 | 1 | — | ||
Тема 1. Понятие христианской надежды. Молитва Господня. Заповеди Блаженства | 21 | 21 | — | ||
Тема 2. О союзе между верой и любовью | 13 | 13 | — | ||
2 | Основы православной веры. Священная история Ветхого Завета | 39 | 35 | — |
Экзамен, 3 Консультация, 1 |
Введение | 1 | 1 | — | ||
Тема 1. Творение Богом мира и человека | 4 | 4 | — | ||
Тема 2. Допотопное и послепотопное человечество | 3 | 3 | — | ||
Тема 3. Патриархальный период в истории еврейского народа | 3 | 3 | — | ||
Тема 4. Период вождей | 7 | 7 | — | ||
Тема 5. Период судей | 3 | 3 | — | ||
Тема 6. Период царей | 4 | 4 | — | ||
Тема 7. Деятельность пророков в Израильском и Иудейском царствах | 3 | 3 | — | ||
Тема 8. Вавилонский плен, персидское и греческое владычество | 4 | 4 | — | ||
Тема 9. Период римского владычества | 3 | 3 | — | ||
3 | Основы православной веры. Введение в литургику | 39 | 20 | 15 |
Экзамен, 3 Консультация, 1 |
Тема 1. Христианское богослужение | 18 | 3 | 15 | ||
Тема 2. Богослужебные книги | 17 | 17 | — | ||
4 | Основы православной веры. Церковная история | 75 | 71 | — |
Экзамен, 3 Консультация, 1 |
Тема 1. Жизнь Церкви в первые века | 32 | 32 | — | ||
Тема 2. Вселенские соборы | 26 | 26 | — | ||
Тема 3. Православная Церковь в IX – XX веках | 13 | 13 | — | ||
5 | Церковное пение | 37 | 20 | 15 |
Зачет, 1 Консультация, 1 |
Тема 1. Тропарные гласы | 18 | 9 | 9 | ||
Тема 2. Стихирные гласы | 17 | 11 | 6 | ||
6 | Церковнославянский язык | 39 | 35 | — |
Экзамен, 3 Консультация, 1 |
Тема 1. Введение | 7 | 7 | — | ||
Тема 2. Глагол | 26 | 26 | — | ||
Тема 3. Неизменяемые части речи | 2 | 2 | — | ||
7 | Церковнославянский язык. Практикум по церковнославянскому языку | 37 | — | 35 |
Зачет, 1 Консультация, 1 |
Тема 1. Богослужебные часы | 13 | — | 13 | ||
Тема 2. Шестопсалмие | 5 | — | 5 | ||
Тема 3. Великое Повечерие | 5 | — | 5 | ||
Тема 4. Богослужебные книги | 12 | — | 12 | ||
8 | Практическая литургика | 37 | 35 | — |
Зачет, 1 Консультация, 1 |
Тема 1. Практическая литургика для пономарей | 17 | 17 | — | ||
Тема 2. Практическая литургика для звонарей | 18 | 18 | — | ||
9 | Учебная практика церковного чтения | 37 | — | 35 |
Зачет, 1 Консультация, 1 |
Тема 1. Основные молитвы из суточного правила православного христианина. | 9 | 9 | |||
Тема 2. Молитвы из вечернего богослужения. | 9 | 9 | |||
Тема 3. Молитвы из вечернего и утреннего богослужений. | 11 | 11 | |||
Тема 4. Некоторые молитвы из суточного правила православного христианина | 6 | 6 | |||
10 | Богослужебная практика | 27 | — | 25 |
Зачет, 1 Консультация, 1 |
Тема 1. Рождество и Крещение Господа нашего Иисуса Христа | 55 | 55 | |||
Тема 2. Подготовка к Пасхе. Пасхальная седмица. | 10 | 10 | |||
Тема 3. Летняя практика | 10 | 10 |
Рабочий учебный план программы по дисциплинам 2 год обучения
№ пп |
Название дисциплины, темы |
Количество часов |
Формы аттестации, часы |
||
всего | теория | практика | |||
1 | Основы православной веры. Катехизис | 39 | 35 | — |
Экзамен, 3 Консультация, 1 |
Тема 1. Об Откровении Божественном | 4 | 4 | — | ||
Тема 2. О Символе Веры | 31 | 31 | — | ||
2 | Основы православной веры. Священная история Нового Завета | 75 | 71 | — |
Экзамен, 3 Консультация, 1 |
Тема 1. Пришествие в мир Господа Иисуса Христа | 8 | 8 | — | ||
Тема 2. Общественное служение Господа Иисуса Христа. События Его жизни до первой Пасхи | 5 | 5 | — | ||
Тема 3. Первая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа | 5 | 5 | — | ||
Тема 4. Вторая Пасха общественного служения | 15 | 15 | — | ||
Тема 5. Третья Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа | 17 | 17 | — | ||
Тема 6. Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа | 14 | 14 | — | ||
Тема 7. Воскресение | 7 | 7 | — | ||
3 | Основы православной веры. Введение в литургику | 39 | 35 | — |
Экзамен, 3 Консультация, 1 |
Тема 1. Христианский храм | 18 | 18 | — | ||
Тема 2. Священнослужители и церковнослужители | 8 | 8 | — | ||
Тема 3. Церковные посты и праздники | 9 | 9 | — | ||
4 | Основы православной веры. История Русской Православной Церкви | 75 | 71 | — |
Экзамен, 3 Консультация, 1 |
Тема 1. Введение в предмет | 2 | 2 | — | ||
Тема 2. Христианство в Древней Руси | 8 | 8 | — | ||
Тема 3. Устройство Церкви в Древней Руси | 8 | 8 | — | ||
Тема 4. Русская церковь в условиях монголо-татарского ига и Римо-католической экспансии | 12 | 12 | — | ||
Тема 5. Церковная иерархия | 9 | 9 | — | ||
Тема 6. Русская церковь в XIV-XVI веках | 10 | 10 | — | ||
Тема 7. Синодальный период | 10 | 10 | — | ||
Тема 8. Советский период | 10 | 10 | — | ||
Тема 9. Постсоветский период | 2 | 2 | — | ||
5 | Церковное пение | 37 | 11 | 24 |
Зачет – 1 консультация – 1 |
Тема 1. Стихирные гласы | 6 | — | 6 | ||
Тема 2. Ирмосные гласы | 29 | 11 | 18 | ||
6 | Церковнославянский язык | 39 | 35 | — |
Экзамен, 3 Консультация, 1 |
Тема 1. Имя существительное | 7 | 7 | — | ||
Тема 2. Местоимение | 5 | 5 | — | ||
Тема 3. Имя прилагательное | 6 | 6 | — | ||
Тема 4. Имя числительное | 4 | 4 | — | ||
Тема 5. Причастие | 6 | 6 | — | ||
Тема 6. Синтаксис | 6 | 6 | — | ||
Тема 7. Перевод текста | 1 | 1 | — | ||
7 | Церковнославянский язык. Практикум по церковнославянскому языку | 18 | — | 16 |
Зачет – 1 консультация – 1 |
Тема 1. Псалтырь | 16 | — | 16 | ||
8 | Учебная практика церковного чтения | 37 | — | 35 |
Зачет – 1 консультация – 1 |
Тема 1. Великое повечерие | 8 | — | 8 | ||
Тема 2. Богослужебный Апостол. Паремии | 6 | — | 6 | ||
Тема 3. Канон | 5 | — | 5 | ||
Тема 4. Псалтирь пророка Давида. Библейские песни канона | 8 | — | 8 | ||
Тема 5. Тропари двунадесятым праздникам. Заповеди блаженства | 8 | — | 8 | ||
9 | Богослужебная практика | 37 | — | 35 |
Зачет – 1 консультация – 1 |
Тема 1. Рождество и Крещение Господа нашего Иисуса Христа | 5 | — | 5 | ||
Тема 2. Воскресные и двунадесятые службы в Свято-Троицком монастыре | 12 | — | 12 | ||
Тема 3. Подготовка к Пасхе. Пасхальная седмица. | 10 | — | 10 | ||
Тема 4. Летняя практика | 8 | — | 8 |
1.4. Планируемые результаты
В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Алтарник» будут сформированы общекультурные компетенции обучающихся:
Виды компетенций в сфере знаний:
— знание краткой истории Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, Церковной истории и истории Русской Православной Церкви;
— знание основ православной веры и наиболее часто употребляющихся православных молитв суточного богослужебного круга;
— знание правил поведения в храме, устройства православного храма, содержания и форм православного богослужения, назначения предметов и принадлежностей христианского богослужения, значения священнодействий, схемы богослужений, обязанностей пономарей и звонарей;
— знание богослужебных книг, их состав;
— знание особенностей исполнения гласов — мелодическое строение, построение поэтических и мелодических строф, метро-ритмические и др.;
— знание грамматики церковнославянского языка в объеме, необходимом для чтения и понимания богослужебных текстов.
Виды компетенций в сфере умений:
— уметь выполнять обязанности пономаря при совершении богослужений, церковных Таинств и треб;
— уметь выполнять обязанности звонаря на службах суточного и годичного круга богослужений;
— уметь выполнять обязанности чтеца и певчего хора на службах суточного и годичного круга богослужений.
Метапредметными результатами освоения программы должны стать следующие компетенции:
— развитие аналитического подхода к осмыслению изучаемого материала в контексте православного вероучения;
— умение выбирать и использовать различные источники знаний, анализировать, обобщать и представлять их в форме доклада, реферата, сочинения;
— развитие нравственного отношения к знанию: знание не ради собственных амбиций и корысти, а ради ответственного служения Богу и Отечеству;
— формирование целостной картины мира на основе православного мировоззрения и мировосприятия.
Личностные результаты освоения программы выражаются в следующем:
— твердое стояние в православной вере, её традиции и культуре;
— осознание себя сыном Православной Церкви;
— приобретение опыта личного аскетизма как средства к обретению внутреннего контроля над своими желаниями и чувствами;
— обретение православной жизненной позиции и мировоззрения, личностного самосознания, в неразрывной связи с Церковью Христовой и обществом;
— приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии;
— приобретение знаний и опыта в апологетике (защите) и проповеди православной веры;
— приобретение твердых моральных устоев, христианского образа поведения и отношения к людям;
— чувство личной ответственности за мир, в котором живем.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. Календарный учебный график программы
Календарный учебный график составлен в соответствии с учебным планом дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Алтарник».
1 год обучения | 2 год обучения | |
Количество учебных недель | 42,5 | 42,5 |
В том числе: | ||
1 полугодие | 19 недель (с 01.09 по 08.01) | 19 недель (с 01.09 по 08.01) |
2 полугодие | 22,5 недель (с 17.01 по 23.06) | 22,5 недель (с 17.01 по 23.06) |
аттестация | 1,5 недели (с 01.06 по 12.06) | 1,5 недели (с по ) |
богослужебная практика |
3 дня: 6, 7, 8 января 3 дня: 17, 18, 19 января 1,5 недели (с 22.04 по 01.05) 1,5 недели (с 13.06 по 23.06) |
6 дня: 6, 7, 8 января 3 дня: 17, 18, 19 января 1,5 недели (с 22.04 по 01.05) 5 недель (с 26.05 по 23.06) |
миссионерская экспедиция | 1,5 недели (с 23.06 по 03.07) | — |
Каникулы: | ||
зимние | 1 неделя (с 09.01 по 17.01) | 1 неделя (с 09.01 по 17.01) |
летние | 8 недель (с 04.07 по 01.08) | — |
Всего | 52,5 | 42,5 |
Богослужебная практика направлена на закрепление знаний и умений обучающихся, полученных в процессе освоения образовательной программы.
Во время практики учащиеся могут проходить разные послушания и проявлять себя в индивидуальном служении исходя из своих внутренних потребностей и возможностей по благословению служащих священников. В период прохождения летней практики обучающиеся принимают участие в святительских днях, посвященных святителям Иоанну и Филофею, митрополитам Тобольским и Сибирским, посещают Тобольскую духовную семинарию. Для них в семинарии проводится День открытых дверей.
В миссионерской экспедиции «Славянский ход» принимают участие воспитанники 1 года обучения. Во время экспедиции обучающиеся закрепляют знания и умения, полученные в течение учебного года, получают практический опыт миссионерского служения.
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению образовательного процесса:
1) Помещения – учебные кабинеты.
2) Оборудование учебных кабинетов: классная доска, экран, смарт-доска, компьютер, телевизор, ученическая мебель (столы, стулья).
3) Фортепиано.
4) Камертон.
2.2.2. Богослужебная практика проходит в храмах и на колокольне Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря.
2.2.3. Информационное обеспечение образовательного процесса. Учебники, печатные издания:
1) Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Курс лекций. — Нижний Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005. — 928 с.
2) Андросова В. А. Учебное пособие в 2-х томах «Библия для всех. Курс 30 уроков» Издательство «Даръ», 2016 г. («Одобрено Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви» 20.06.2017 г.)
3) Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета в Синодальном Переводе (любое издание)
4) Богослужебная Минея (любое издание).
5) Богослужебный Апостол (любое издание).
6) Бугаева И.В., Левшенко Т.А. Церковнославянский язык: Учебные грамматические таблицы. Учебное издание для общеобразовательных учебных заведений, духовных училищ, гимназий, воскресных школ и самообразования. – Изд. 2е, перераб. и доп. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009. — 80 с.
7) Булгаков С. В. Настольная книга священно- церковнослужителя. Ч. I. M.,1993 (Репринт, изд. 1913 г.).
8) Василий Розанов. Богослужебный Устав православной Церкви. М., 1902.
9) Вениамин, архиепископ Владивостокский и Приморский. Священная библейская история. Часть I. Ветхий Завет. Часть II. Новый Завет. – СПб.: 2003.
10) Воробьев А.Г. Учебник церковнославянского языка. 3е издание. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. -368 с.
11) Иона (Карпухин), архимандрит. Пособие по Литургике для 1 курса. Сергиев Посад. 1989.
12) История Русской церкви. Учебное пособие для 1 класса Московской Духовной семинарии — П.В. Знаменский под редакцией профессора К.Е. Скурата.
13) Ирмологий (любое издание).
14) Кашкин А.С. Устав православного богослужения: Учеб. пособие по Литургике/Саратовская Православная Духовная Семинария. – Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010.- 687 с.
15) Миронова Т.Л. Церковно-славянский язык. – Изд. 3-е. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2010. – 272 с. («Допущено Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви» 21.12.2017)
16) Митр. Петр (Могила) «Православное исповедание или изложение Российской веры»/М. Синод. Типография, 1836 г. (или более поздние репринты).
17) Митрополит Иларион (Алфеев). Катехизис. Краткий путеводитель по православной вере. – Москва: Эксмо: Издательство Общецерковной аспирантуры и докторорантуры им. св. Кирилла и Мефодия. Синодальный Отдел по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, 2017 г. – 256 с. («Одобрено Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви» 29.12.2016 г.)
18) Митр. Филарет (Дроздов). Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. – Москва: Синодальная типография, 1895 г. (или более поздние репринты).
19) Октоих, том 1-2. Издательство Московской Патриархии РПЦ
20) Олег Давыденков. Катихизис. Введение в догматическое богословие. Курс лекций. – Москва: ПСТБИ, 2000 г.
21) «Песнопения суточного богослужебного круга». – Загорск, МПДА, 1991.
22) Плетнева А.А., Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, духовных училищ, гимназий, воскресных школ и самообразования. – М.: РОПО «Древо добра», 2001. – 288 с.
23) Последование пономарского служения. Практическое руководство для пономарей: учебное пособие/сост. протодиакон Максим Синюк. – М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2010. – 64 с.
24) Постная Триодь (любое издание).
25) Православный молитвослов на церковнославянском языке. — М.: ИМ РПЦ, 2007.
26) Прот. Д. Дмитриевский. История Православной Христианской Церкви. – М.: «Русскiй Хронографъ1991», 2003. – 448 с.
27) Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. – М., 1993.
28) Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – Москва: 1994 г.
29) Сколота Роман, священник. История христианской Церкви: Учебное пособие для воскресных школ. Начальная ступень. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. – 128 с. (Допущено Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви с номером ОРОиК РПЦ 14-015-033)
30) Следованная псалтырь. Издательский отдел Московского Патриархата. М.: — 1993.
31) Смирнов Петр, протоиерей. История христианской Православной Церкви. М.: Православная беседа, 1994. – 172 с.
32) Тальберг Н. История христианской Церкви. – М.: Изд-во Сретенского монастыря. 2013. – 560 с.
33) Типикон, сиесть Устав. Спб., 1992.
34) Требник в двух частях. М.: МП, 1991.
35) Устав колокольного звона. – М., Издательский совет РПЦ, 2002.
36) «Учебный обиход». Пособие по изучению осмогласия для 1 курса семинарии. – МПДА, 1999.
37) Цветная Триодь (любое издание).
38) Часослов (любое издание).
2.2.4. Информационное обеспечение образовательного процесса. Интернет-ресурсы:
1) Библиотека ПСТГУ. — http://lib.pstgu.ru
2) Библиотека Троице-Сергиевой Лавры – http://www.old.stsl.ru/ manuscripts/
3) Библиотека Фронтистеса (тексты, словари, учебники) – http://ksana-k.narod.ru/
4) Библиотека Древнерусской литературы ИРЛИ РАН – http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070
5) Библия (http://www.rusbible.ru)
6) Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке – http://www.bogoslovy.ru/list_cs.htm
7) Библия, иллюстрированная иконами (http://biblia.okis.ru)
8) Вознесенский И., свящ. О пении в православных Церквах греческого Востока с древнейших и до новых времен. С приложением образцов византийского церковного осмогласия. Кострома, 1895 [ЭБС «Университетская библиотека»]
9) Главнейшие песнопения Божественной Литургии, молебного пения, панихиды и всенощного бдения, переложенные для хора мужских голосов С.В. Смоленским. Том 1. Том 2. Том 3. СПб., 1893 [ЭБС «Университетская библиотека»]
10) Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь – http://www.slavdict.narod.ru/
11) Иеромонах Алипий (Гаманович). Грамматика церковно-славянского языка. М., 1991 – http://ksana-k.narod.ru/menu/csl/gamanovich.html
12) Иконография восточно-христианского искусства – http://lib.pstgu.ru/icons/
13) Манускрипт. Собрание славянских рукописей – http://mns.udsu.ru/
14) Официальный сайт Русской Православной Церкви. — http://www.patriarchia.ru
15) Официальный сайт Тобольской митрополии. — http://www.tobolsk-eparhia.ru
16) Портал Предание (http://www.predanie.ru/mp3)
17) Православный календарь. — https://days.pravoslavie.ru
18) Православный mp3 архив. Священное Писание. Жития и творения святых – http://predanie.ru/audio/
19) Православная энциклопедия «Азбука веры». — https://azbyka.ru
20) Православная энциклопедия под редакцией патриарха Московского и Всея Руси Кирилла (электронная версия). — http://www.pravenc.ru
21) Псалтирь, Часослов, Молитвослов, Чин погребения Пресвятой Богородицы, Великий Канон Андрея Критского – http://www.bogoslovy.ru/list_cs.htm
22) Разумовский Д.В. Теория церковного пения. М., 1900 [ЭБС «Университетская библиотека»]
23) Русская Библiя (http://biblia.russportal.ru)
24) Сайт кафедры библеистики МДА (http://www.bible-mda.ru)
25) Синай (http://www.sinai.spb.ru)
26) Саблина Н. П. Священный язык. Видеоуроки 1-30 – http://www.tvspas.ru/video/index.php?SECTION_ID=646
27) Свирелин А., прот. Церковнославянский словарь (репринтные издания).
28) Флоря Б. Н. Сказание о начале славянской письменности. Житие св. Константина. Житие св. Мефодия. О письменах черноризца Храбра. О моравском посольстве в Константинополе (начало 60-х годов IX в.). Булла Адриана в «Похвальном слове Кириллу и Мефодию». Из буллы папы Иоанна VIII от июня 880 г. – http://krotov.info/history/09/3/flor_00.htm
29) Фасмер М. Этимологический словарь – http://vasmer.narod.ru/
30) Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка – http://chernykh-etym.narod.ru/
2.3. Формы аттестации
Оценка качества усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Алтарник» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводятся с целью определения качества реализации образовательного процесса, теоретической и практической подготовки по учебному предмету, уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование. Текущий контроль проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. На основании текущего контроля выводятся полугодовые оценки. Оценки вносятся в журнал контроля успеваемости и посещаемости, в групповую ведомость успеваемости.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки и зачеты могут проходить в виде письменных работ или устных опросов. Экзамены проводятся в устной форме. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся для обучающихся 1 года обучения после окончания 2 полугодия. Для промежуточной аттестации преподаватели ежегодно создаются фонды оценочных средств по каждому предмету, включающие типовые задания и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные умения и навыки. Оценки промежуточной аттестации вносят в журнал успеваемости и посещаемости, в групповую ведомость и учитываются при выставлении годовой оценки по предмету.
2.4. Список использованных литературных источников
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — https://base.garant.ru/
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» — http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р) — http://static. government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 г. № 41) — https://base.garant.ru/70731954/
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» — http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rf-ot-11122006-n-06-1844/
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» — http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-29082013-n-1008/
- Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. №09-3242 — http://kr-school.ru/metod.pdf
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утверждено Приказом Минобрнауки РФ от 26.06.2012 г. № 504) — https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70112126/
- Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации, утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27.07.2011 г. Журнал № 76, в редакции от 28 апреля 2015 г. (утверждена приказом Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви от 28.04.2015 г.) — https://pravobraz.ru/pravoslavnyj-komponent-osnovnoj-obshheobrazovatelnoj-programmy-doshkolnogo-obrazovaniya-dlya-pravoslavnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-na-territorii-rossijskoj-federacii/
- Положение о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви и конфессиональной аттестации образовательных организаций, утверждено 28.11.2010 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви № 225 от 15.03.2018 г. — https://pravobraz.ru/polozhenie-o-vydache-konfessionalnogo-predstavleniya-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-konfessionalnoj-attestacii-obrazovatelnyx-organizacij/
- Квалификационные требования к профессиональной деятельности педагога в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом, утверждены Председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием 24.05.2016 г. — https://pravobraz.ru/44039-2/