вернуться назад  на главную страницу                          (печать документа Образовательная программа )

РАЗДЕЛ 1.     КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Алтарник» разработана

в соответствии с:

1) Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2) Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

3) Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р);

4) Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 г. № 41);

5) Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

6) Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

7) Методическими рекомендациями МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. №09-3242;

8) Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утверждено Приказом Минобрнауки РФ от 26.06.2012 г. № 504);

9) Стандартом православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации, утвержденным решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27.07.2011 г. Журнал № 76, в редакции от 28 апреля 2015 г. (утверждена приказом Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви от 28.04.2015 г.);

10) Положением о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви и конфессиональной аттестации образовательных организаций, утвержденным 28.11.2010 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви № 225 от 15.03.2018 г.;

11) Квалификационными требованиями к профессиональной деятельности педагога в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом, утвержденными Председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием 24.05.2016 г.

 

Программа имеет социально-педагогическую направленность и предполагает развитие компетентности обучающихся в области устроения церковной жизни Русской Православной Церкви (РПЦ), профессиональной деятельности в РПЦ и формирование навыков участия в православных богослужениях в качестве чтецов, пономарей, звонарей, певчих хора на уровне практического применения.

 

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности.

Новизна программы состоит в том, что в ней представлен современный подход к традиционному для России духовному образованию юношей: в образовательном учреждении создается и поддерживается православный уклад в единстве с литургической жизнью Русской Православной Церкви, формируется особая образовательная и воспитательная среда. Это способствует устремленности обучающихся к духовному и нравственному совершенствованию, формированию у них ценностно-смысловой сферы личности и гражданско-патриотического мировоззрения в православных традициях.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что характерной особенностью раннего юношеского возраста (16-18 лет) является готовность и способность ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями).

Юноши могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Сфера познавательных, в том числе учебных, интересов выходит за пределы учебного заведения и приобретает форму познавательной самодеятельности — стремления к поиску и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков.

На период ранней юности приходится становление нравственного самосознания. Для учащихся становятся открытыми для обсуждения и понимания многие проблемы и в первую очередь – морально-нравственные.

1.1.3. Программа адресована юношам православного вероисповедания в возрасте от 16 до 18 лет.

1.1.4. Программа состоит из двух частей. Основная часть «Алтарник» рассчитана на 1 год 10 месяцев. Дополнительная часть «Абитуриент» — краткосрочная, рассчитана на 1 неделю (10 часов). Объем программы «Алтарник» – 802 часа, в том числе: первый год обучения — 406 часов, второй год обучения – 396 часов.

Для каждого года обучения учебная аудиторная нагрузка не превышает 10 часов в неделю. Максимальная нагрузка не превышает 14 часов в неделю. Занятия проводятся в режиме шестидневной учебной недели. Объём максимальной допустимой нагрузки учебного дня составляет не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни — не более 4 академических часов в день. Продолжительность занятий 40 минут.

1.1.5. Образовательная программа осваивается в очной форме.

Занятия проводятся по группам. Группа обучающихся формируется постоянной по составу на весь срок обучения. Наполняемость группы 10-25 человек.

Образовательный процесс организуется в форме занятий (теоретических и практических) и богослужебной практики. Для прохождения богослужебной практики и практики церковного чтения группы учащихся делятся на подгруппы.

 

1.2. Цель и задачи программы

 

Главные цели программы:

— утверждение обучающихся в духовной жизни, формирование твердых нравственных устоев и взглядов на жизнь в современном мире и обществе, формирование гражданско-патриотического мировоззрения;

— готовность и желание к работе на приходах в сфере социального, молодежного или катехизаторского служения, а также в качестве чтецов, пономарей, звонарей, певчих хора;

— подготовка к поступлению в духовную семинарию.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

Личностных:

— формирование высоко духовного и нравственно целостного чада Церкви и гражданского общества;

— формирование стремления реализовывать христианские заповеди в собственной жизни, в общении с ближними.

Метапредметных:

— развитие способности и стремления к самопознанию, систематической работе над собой;

— развитие стремления и способности самостоятельно анализировать исторические и политические события и их последствия в контексте православного мировоззрения;

— развитие интереса, потребности и способности к дальнейшему самостоятельному изучению и осмыслению  православного вероучения.

Образовательных:

— приобретение знаний в области устроения церковной жизни Русской Православной Церкви (РПЦ), профессиональной деятельности в РПЦ;

— приобретение умений и навыков участия в православных богослужениях в качестве чтецов, пономарей, звонарей, певчих хора.

 

1.3. Содержание программы

Учебный план программы

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Алтарник»
812 часов: теоретические занятия 562 часа, практические занятия 250 часов

Рабочая программа

«Алтарник»

Рабочая программа

«Абитуриент»

802 часа: теоретические занятия 552 часа, практические занятия 250 часов

10 часов:

теоретические занятия 10 часов

 

Рабочая программа

«Алтарник»

Количество часов
всего в том числе

пп

Учебные планы

дисциплин

1 год

обучения

2 год

обучения

всего теория практика всего теория практика всего теория практика
1 Основы православной веры. Катехизис 78 78 39 39 39 39
2 Основы православной веры. Священная история Ветхого Завета 39 39 39 39
3 Основы православной веры. Священная история Нового Завета 75 75 75 75
4 Основы православной веры. Введение в литургику 78 63 15 39 24 15 39 39
5 Основы православной веры. Церковная история 75 75 75 75
6 Основы православной веры. История Русской Православной Церкви 75 75 75 75
7 Церковное пение 74 32 42 37 21 16 37 11 26
8 Церковнославянский язык 78 78 39 39 39 39
9 Церковнославянский язык. Практикум по церковнославянскому языку 55 55 37 37 18 18
10 Практическая литургика 37 37 37 37
11 Учебная практика церковного чтения 74 74 37 37 37 37
12 Богослужебная практика 64 64 27 27 37 37
Итого: 802 552 250 406 274 132 396 278 118
Всего экзаменов 30 15 15
Всего зачетов 9 5 4
Всего консультаций 19 5 5 5 4
Всего занятий 744 512 232 376 254 122 368 258 110

 

Рабочая программа

«Абитуриент»

Количество часов
Учебные планы дисциплин всего Теория практика
1 Основы православной веры 10 10

 

Рабочий учебный план программы по дисциплинам  1 год обучения

 

пп

Название дисциплины, темы

Количество

часов

Формы

аттестации,

часы

всего теория практика
1 Основы православной веры. Катехизис 39 35

Экзамен, 3

Консультация, 1

Введение 1 1
Тема 1. Понятие христианской надежды. Молитва Господня. Заповеди Блаженства 21 21
Тема 2. О союзе между верой и любовью 13 13
2 Основы православной веры. Священная история Ветхого Завета 39 35

Экзамен, 3

Консультация, 1

Введение 1 1
Тема 1. Творение Богом мира и человека 4 4
Тема 2. Допотопное и послепотопное человечество 3 3
Тема 3. Патриархальный период в истории еврейского народа 3 3
Тема 4. Период вождей 7 7
Тема 5. Период судей 3 3
Тема 6. Период царей 4 4
Тема 7. Деятельность пророков в Израильском и Иудейском царствах 3 3
Тема 8. Вавилонский плен, персидское и греческое владычество 4 4
Тема 9. Период римского владычества 3 3
3 Основы православной веры. Введение в литургику 39 20 15

Экзамен, 3

Консультация, 1

Тема 1. Христианское богослужение 18 3 15
Тема 2. Богослужебные книги 17 17
4 Основы православной веры. Церковная история 75 71

Экзамен, 3

Консультация, 1

Тема 1. Жизнь Церкви в первые века 32 32
Тема 2. Вселенские соборы 26 26
Тема 3. Православная Церковь в IX – XX веках 13 13
5 Церковное пение 37 20 15

Зачет, 1

Консультация, 1

Тема 1. Тропарные гласы 18 9 9
Тема 2. Стихирные гласы 17 11 6
6 Церковнославянский язык 39 35

Экзамен, 3

Консультация, 1

Тема 1. Введение 7 7
Тема 2. Глагол 26 26
Тема 3. Неизменяемые части речи 2 2
7 Церковнославянский язык. Практикум по церковнославянскому языку 37 35

Зачет, 1

Консультация, 1

Тема 1. Богослужебные часы 13 13
Тема 2. Шестопсалмие 5 5
Тема 3. Великое Повечерие 5 5
Тема 4. Богослужебные книги 12 12
8 Практическая литургика 37 35

Зачет, 1

Консультация, 1

Тема 1. Практическая литургика для пономарей 17 17
Тема 2. Практическая литургика для звонарей 18 18
9 Учебная практика церковного чтения 37 35

Зачет, 1

Консультация, 1

Тема 1. Основные молитвы из суточного правила православного христианина. 9 9
Тема 2. Молитвы из вечернего богослужения. 9 9
Тема 3. Молитвы из вечернего и утреннего богослужений. 11 11
Тема 4. Некоторые молитвы из суточного правила православного христианина 6 6
10 Богослужебная практика 27 25

Зачет, 1

Консультация, 1

  Тема 1. Рождество и Крещение Господа нашего Иисуса Христа 55 55
  Тема 2. Подготовка к Пасхе. Пасхальная седмица. 10 10
  Тема 3. Летняя практика 10 10

Рабочий учебный план программы по дисциплинам 2 год обучения

 

пп

Название дисциплины, темы

Количество

часов

Формы

аттестации,

часы

всего теория практика
1 Основы православной веры. Катехизис 39 35

Экзамен, 3

Консультация, 1

Тема 1. Об Откровении Божественном 4 4
Тема 2. О Символе Веры 31 31
2 Основы православной веры. Священная история Нового Завета 75 71

Экзамен, 3

Консультация, 1

Тема 1. Пришествие в мир Господа Иисуса Христа 8 8
Тема 2. Общественное служение Господа Иисуса Христа. События Его жизни до первой Пасхи 5 5
Тема 3. Первая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа 5 5
Тема 4. Вторая Пасха общественного служения 15 15
Тема 5. Третья Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа 17 17
Тема 6. Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа 14 14
Тема 7. Воскресение 7 7
3 Основы православной веры. Введение в литургику 39 35

Экзамен, 3

Консультация, 1

Тема 1. Христианский храм 18 18
Тема 2. Священнослужители и церковнослужители 8 8
Тема 3. Церковные посты и праздники 9 9
4 Основы православной веры. История Русской Православной Церкви 75 71

Экзамен, 3

Консультация, 1

Тема 1. Введение в предмет 2 2
Тема 2. Христианство в Древней Руси 8 8
Тема 3. Устройство Церкви в Древней Руси 8 8
Тема 4. Русская церковь в условиях монголо-татарского ига и Римо-католической экспансии 12 12
Тема 5. Церковная иерархия 9 9
Тема 6. Русская церковь в XIV-XVI веках 10 10
Тема 7. Синодальный период 10 10
Тема 8. Советский период 10 10
Тема 9. Постсоветский период 2 2
5 Церковное пение 37 11 24

Зачет – 1

консультация – 1

Тема 1. Стихирные гласы 6 6
Тема 2. Ирмосные гласы 29 11 18
6 Церковнославянский язык 39 35

Экзамен, 3

Консультация, 1

Тема 1. Имя существительное 7 7
Тема 2. Местоимение 5 5
Тема 3. Имя прилагательное 6 6
Тема 4. Имя числительное 4 4
Тема 5. Причастие 6 6
Тема 6. Синтаксис 6 6
Тема 7. Перевод текста 1 1
7 Церковнославянский язык. Практикум по церковнославянскому языку 18 16

Зачет – 1

консультация – 1

Тема 1. Псалтырь 16 16
8 Учебная практика церковного чтения 37 35

Зачет – 1

консультация – 1

  Тема 1. Великое повечерие 8 8
  Тема 2. Богослужебный Апостол. Паремии 6 6
  Тема 3. Канон 5 5
  Тема 4. Псалтирь пророка Давида. Библейские песни канона 8 8
  Тема 5. Тропари двунадесятым праздникам. Заповеди блаженства 8 8
9 Богослужебная практика 37 35

Зачет – 1

консультация – 1

  Тема 1. Рождество и Крещение Господа нашего Иисуса Христа 5 5
  Тема 2. Воскресные и двунадесятые службы в Свято-Троицком монастыре 12 12
  Тема 3. Подготовка к Пасхе. Пасхальная седмица. 10 10
  Тема 4. Летняя практика 8 8

1.4. Планируемые результаты

В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Алтарник» будут сформированы общекультурные компетенции обучающихся:

Виды компетенций в сфере знаний:

— знание краткой истории Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, Церковной истории и истории Русской Православной Церкви;

— знание основ православной веры и наиболее часто употребляющихся православных молитв суточного богослужебного круга;

— знание правил поведения в храме, устройства православного храма, содержания и форм православного богослужения, назначения предметов и принадлежностей христианского богослужения, значения священнодействий, схемы богослужений, обязанностей пономарей и звонарей;

— знание богослужебных книг, их состав;

— знание особенностей исполнения гласов — мелодическое строение, построение поэтических и мелодических строф, метро-ритмические и др.;

— знание грамматики церковнославянского языка в объеме, необходимом для чтения и понимания богослужебных  текстов.

Виды компетенций в сфере умений:

— уметь выполнять обязанности пономаря при совершении богослужений, церковных Таинств и треб;

— уметь выполнять обязанности звонаря на службах суточного и годичного круга богослужений;

— уметь выполнять обязанности чтеца и певчего хора на службах суточного и годичного круга богослужений.

Метапредметными результатами освоения программы должны стать следующие компетенции:

— развитие аналитического подхода к осмыслению изучаемого материала в контексте православного вероучения;

— умение выбирать и использовать различные источники знаний, анализировать, обобщать и представлять их в форме доклада, реферата, сочинения;

— развитие нравственного отношения к знанию: знание не ради собственных амбиций и корысти, а ради ответственного служения Богу и Отечеству;

— формирование целостной картины мира на основе православного мировоззрения и мировосприятия.

Личностные результаты освоения программы выражаются в следующем:

— твердое стояние в православной вере, её  традиции и культуре;

— осознание себя сыном Православной Церкви;

— приобретение опыта личного аскетизма как средства к обретению внутреннего контроля над своими желаниями и чувствами;

— обретение православной жизненной позиции и мировоззрения, личностного самосознания, в неразрывной связи с Церковью Христовой и обществом;

— приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии;

— приобретение знаний и опыта в апологетике (защите) и проповеди православной веры;

— приобретение твердых моральных устоев, христианского образа поведения и отношения к людям;

— чувство личной ответственности за мир, в котором живем.

 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.1. Календарный учебный график программы

Календарный учебный график составлен в соответствии с учебным планом дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Алтарник».

 

1 год обучения 2 год обучения
Количество учебных недель 42,5 42,5
В том числе:
1 полугодие 19 недель (с 01.09 по 08.01) 19 недель (с 01.09 по 08.01)
2 полугодие 22,5 недель (с 17.01 по 23.06) 22,5 недель (с 17.01 по 23.06)
аттестация 1,5 недели (с 01.06 по 12.06) 1,5 недели (с    по      )
богослужебная практика

3 дня:  6, 7, 8 января

3 дня: 17, 18, 19 января

1,5 недели (с 22.04 по 01.05)

1,5 недели (с 13.06 по 23.06)

6 дня:  6, 7, 8 января

3 дня: 17, 18, 19 января

1,5 недели (с 22.04 по 01.05)

5 недель (с 26.05 по 23.06)

миссионерская экспедиция 1,5 недели (с 23.06 по 03.07)
Каникулы:
зимние 1 неделя (с 09.01 по 17.01) 1 неделя (с 09.01 по 17.01)
летние 8 недель (с 04.07 по 01.08)
Всего 52,5 42,5

 

Богослужебная практика направлена на закрепление знаний и умений обучающихся, полученных в процессе освоения образовательной программы.

Во время практики учащиеся могут проходить разные послушания и проявлять себя в индивидуальном служении исходя из своих внутренних потребностей и возможностей по благословению служащих священников. В период прохождения летней практики обучающиеся принимают участие в святительских днях, посвященных святителям Иоанну и Филофею, митрополитам Тобольским и Сибирским, посещают Тобольскую духовную семинарию. Для них в семинарии проводится День открытых дверей.

В миссионерской экспедиции «Славянский ход» принимают участие воспитанники 1 года обучения. Во время экспедиции обучающиеся закрепляют знания и умения, полученные в течение учебного года, получают практический опыт миссионерского служения.

2.2. Условия реализации программы

2.2.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению образовательного процесса:

1) Помещения – учебные кабинеты.

2) Оборудование учебных кабинетов: классная доска, экран, смарт-доска, компьютер, телевизор, ученическая мебель (столы, стулья).

3) Фортепиано.

4) Камертон.

2.2.2. Богослужебная практика проходит в храмах и на колокольне Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря.

2.2.3. Информационное обеспечение образовательного процесса. Учебники, печатные издания:

1) Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Курс лекций. — Нижний Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005. — 928 с.

2) Андросова В. А. Учебное пособие в 2-х томах «Библия для всех. Курс 30 уроков» Издательство «Даръ», 2016 г. («Одобрено Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви» 20.06.2017 г.)

3) Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета в Синодальном Переводе (любое издание)

4) Богослужебная Минея (любое издание).

5) Богослужебный Апостол (любое издание).

6) Бугаева И.В., Левшенко Т.А. Церковнославянский язык: Учебные грамматические таблицы. Учебное издание для общеобразовательных учебных заведений, духовных училищ, гимназий, воскресных школ и самообразования. – Изд. 2е, перераб. и доп. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009. — 80 с.

7) Булгаков С. В. Настольная книга священно- церковнослужителя. Ч. I. M.,1993 (Репринт, изд. 1913 г.).

8) Василий Розанов. Богослужебный Устав православной Церкви. М., 1902.

9) Вениамин, архиепископ Владивостокский и Приморский. Священная библейская история. Часть I. Ветхий Завет. Часть II. Новый Завет. – СПб.: 2003.

10) Воробьев А.Г. Учебник церковнославянского языка. 3е издание. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. -368 с.

11) Иона (Карпухин), архимандрит. Пособие по Литургике для 1 курса. Сергиев Посад. 1989.

12) История Русской церкви. Учебное пособие для 1 класса Московской Духовной семинарии — П.В. Знаменский под редакцией профессора К.Е. Скурата.

13) Ирмологий (любое издание).

14) Кашкин А.С. Устав православного богослужения: Учеб. пособие по Литургике/Саратовская Православная Духовная Семинария. – Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010.- 687 с.

15) Миронова Т.Л. Церковно-славянский язык. – Изд. 3-е. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2010. – 272 с. («Допущено Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви» 21.12.2017)

16) Митр. Петр (Могила) «Православное исповедание или изложение Российской веры»/М. Синод. Типография, 1836 г. (или более поздние репринты).

17) Митрополит Иларион (Алфеев). Катехизис. Краткий путеводитель по православной вере. – Москва: Эксмо: Издательство Общецерковной аспирантуры и докторорантуры им. св. Кирилла и Мефодия. Синодальный Отдел по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, 2017 г. – 256 с. («Одобрено Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви» 29.12.2016 г.)

18) Митр. Филарет (Дроздов). Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. – Москва: Синодальная типография, 1895 г. (или более поздние репринты).

19) Октоих, том 1-2. Издательство Московской Патриархии РПЦ

20) Олег Давыденков. Катихизис. Введение в догматическое богословие. Курс лекций. – Москва: ПСТБИ, 2000 г.

21) «Песнопения суточного богослужебного круга». – Загорск, МПДА, 1991.

22) Плетнева А.А., Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, духовных училищ, гимназий, воскресных школ и самообразования. – М.: РОПО «Древо добра», 2001. – 288 с.

23) Последование пономарского служения. Практическое руководство для пономарей: учебное пособие/сост. протодиакон Максим Синюк. – М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2010. – 64 с.

24) Постная Триодь (любое издание).

25) Православный молитвослов на церковнославянском языке. — М.: ИМ РПЦ, 2007.

26) Прот. Д. Дмитриевский. История Православной Христианской Церкви. – М.: «Русскiй Хронографъ1991», 2003. – 448 с.

27) Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. – М., 1993.

28) Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – Москва: 1994 г.

29) Сколота Роман, священник. История христианской Церкви: Учебное пособие для воскресных школ. Начальная ступень. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. – 128 с. (Допущено Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви с номером ОРОиК РПЦ 14-015-033)

30) Следованная псалтырь. Издательский отдел Московского Патриархата. М.: — 1993.

31) Смирнов Петр, протоиерей. История христианской Православной Церкви. М.: Православная беседа, 1994. – 172 с.

32) Тальберг Н. История христианской Церкви. – М.: Изд-во Сретенского монастыря. 2013. – 560 с.

33) Типикон, сиесть Устав. Спб., 1992.

34) Требник в двух частях. М.: МП, 1991.

35) Устав колокольного звона. – М., Издательский совет РПЦ, 2002.

36) «Учебный обиход». Пособие по изучению осмогласия для 1 курса семинарии. – МПДА, 1999.

37) Цветная Триодь (любое издание).

38) Часослов (любое издание).

2.2.4. Информационное обеспечение образовательного процесса. Интернет-ресурсы:

1) Библиотека ПСТГУ. — http://lib.pstgu.ru

2) Библиотека Троице-Сергиевой Лавры – http://www.old.stsl.ru/ manuscripts/

3) Библиотека Фронтистеса (тексты, словари, учебники) – http://ksana-k.narod.ru/

4) Библиотека Древнерусской литературы ИРЛИ РАН – http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070

5) Библия (http://www.rusbible.ru)

6) Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке – http://www.bogoslovy.ru/list_cs.htm

7) Библия, иллюстрированная иконами (http://biblia.okis.ru)

8) Вознесенский И., свящ. О пении в православных Церквах греческого Востока с древнейших и до новых времен. С приложением образцов византийского церковного осмогласия. Кострома, 1895 [ЭБС «Университетская библиотека»]

9) Главнейшие песнопения Божественной Литургии, молебного пения, панихиды и всенощного бдения, переложенные для хора мужских голосов С.В. Смоленским. Том 1. Том 2. Том 3. СПб., 1893 [ЭБС «Университетская библиотека»]

10) Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь – http://www.slavdict.narod.ru/

11) Иеромонах Алипий (Гаманович). Грамматика церковно-славянского языка. М., 1991 – http://ksana-k.narod.ru/menu/csl/gamanovich.html

12) Иконография восточно-христианского искусства – http://lib.pstgu.ru/icons/

13) Манускрипт. Собрание славянских рукописей – http://mns.udsu.ru/

14) Официальный сайт Русской Православной Церкви. — http://www.patriarchia.ru

15) Официальный сайт Тобольской митрополии. — http://www.tobolsk-eparhia.ru

16) Портал Предание (http://www.predanie.ru/mp3)

17) Православный календарь. — https://days.pravoslavie.ru

18) Православный mp3 архив. Священное Писание. Жития и творения святых – http://predanie.ru/audio/

19) Православная энциклопедия «Азбука веры». — https://azbyka.ru

20) Православная энциклопедия под редакцией патриарха Московского и Всея Руси Кирилла (электронная версия). — http://www.pravenc.ru

21) Псалтирь, Часослов, Молитвослов, Чин погребения Пресвятой Богородицы, Великий Канон Андрея Критского – http://www.bogoslovy.ru/list_cs.htm

22) Разумовский Д.В. Теория церковного пения. М., 1900 [ЭБС «Университетская библиотека»]

23) Русская Библiя (http://biblia.russportal.ru)

24) Сайт кафедры библеистики МДА (http://www.bible-mda.ru)

25) Синай (http://www.sinai.spb.ru)

26) Саблина Н. П. Священный язык. Видеоуроки 1-30 – http://www.tvspas.ru/video/index.php?SECTION_ID=646

27) Свирелин А., прот. Церковнославянский словарь (репринтные издания).

28) Флоря Б. Н. Сказание о начале славянской письменности. Житие св. Константина. Житие св. Мефодия. О письменах  черноризца Храбра. О моравском посольстве  в Константинополе (начало 60-х годов IX в.). Булла Адриана в «Похвальном слове Кириллу и Мефодию». Из буллы папы  Иоанна VIII от июня 880 г. – http://krotov.info/history/09/3/flor_00.htm

29) Фасмер  М. Этимологический словарь – http://vasmer.narod.ru/

30) Черных П. Я. Историко-этимологический словарь  современного русского языка – http://chernykh-etym.narod.ru/

2.3. Формы аттестации

Оценка качества усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Алтарник» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводятся с целью определения качества реализации образовательного процесса, теоретической и практической подготовки по учебному предмету, уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование. Текущий контроль проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. На основании текущего контроля выводятся полугодовые оценки. Оценки вносятся в журнал контроля успеваемости и посещаемости, в групповую ведомость успеваемости.

Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки и зачеты могут проходить в виде письменных работ или устных опросов. Экзамены проводятся в устной форме. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся для обучающихся 1 года обучения после окончания 2 полугодия. Для промежуточной аттестации преподаватели ежегодно создаются фонды оценочных средств по каждому предмету, включающие типовые задания и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные умения и навыки. Оценки промежуточной аттестации вносят в журнал успеваемости и посещаемости, в групповую ведомость и учитываются при выставлении годовой оценки по предмету.

2.4. Список использованных литературных источников

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — https://base.garant.ru/
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» — http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/
  3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р) — http://static. government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 г. № 41) — https://base.garant.ru/70731954/
  5. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» — http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rf-ot-11122006-n-06-1844/
  6. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» — http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-29082013-n-1008/
  7. Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. №09-3242 — http://kr-school.ru/metod.pdf
  8. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утверждено Приказом Минобрнауки РФ от 26.06.2012 г. № 504) — https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70112126/
  9. Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации, утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27.07.2011 г. Журнал № 76, в редакции от 28 апреля 2015 г. (утверждена приказом Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви от 28.04.2015 г.) — https://pravobraz.ru/pravoslavnyj-komponent-osnovnoj-obshheobrazovatelnoj-programmy-doshkolnogo-obrazovaniya-dlya-pravoslavnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-na-territorii-rossijskoj-federacii/
  10. Положение о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви и конфессиональной аттестации образовательных организаций, утверждено 28.11.2010 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви № 225 от 15.03.2018 г. — https://pravobraz.ru/polozhenie-o-vydache-konfessionalnogo-predstavleniya-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-konfessionalnoj-attestacii-obrazovatelnyx-organizacij/
  11. Квалификационные требования к профессиональной деятельности педагога в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом, утверждены Председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием 24.05.2016 г. — https://pravobraz.ru/44039-2/