75 лет назад 9 мая 1945 года произошло величайшее событие в истории человечества – была одержана победа над фашистской Германией.

Победа досталась нашей стране очень дорогой ценой — официальные сводки говорят о 27 миллионах погибших. Представьте, что если по каждому павшему объявить минуту молчания, то нам пришлось бы замолчать на 32 года!

Православная Церковь всегда, на протяжении всей русской истории жила одной жизнью со своим народом поэтому и в дни Великой Отечественной войны, она вместе со всем российским народом переживала несчастье, обрушившееся на нашу Родину, целиком отдавая себя на службу ей.

22 июня 1941 года глава Русской Православной Церкви патриарший местоблюститель Сергий обратился к пастырям и верующим с посланием, собственноручно напечатанным на машинке и разосланным по всем приходам. В этом послании он выражал уверенность в том, что с Божией помощью русский народ развеет в прах фашистскую вражескую силу. Митрополит вспоминает имена Александра Невского, Димитрия Донского, «неисчислимые тысячи наших православных воинов», которые жертвовали своей жизнью ради веры и Родины. Митрополит Сергий призывал в «тяжкий час испытания» всякого помочь Отечеству тем, чем сможет. «Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь дарует нам победу» – такими словами заканчивается его обращение. В годы войны митрополит Сергий обращался к пастве с 23 посланиями, откликаясь на все основные события военной жизни страны. И во всех его посланиях выражалась надежда на конечную победу народа.

Церковь не только утешала верующих в скорби, но и поощряла к самоотверженному труду в тылу, мужественному участию в боевых операциях, поддерживала веру в окончательную победу над врагом, способствуя тем самым формированию высоких патриотических чувств и убеждений среди тысяч соотечественников. Кроме того, от имени церкви подвергались осуждению дезертирство, сдача в плен, сотрудничество с оккупантами.

Многие священники и монахи приняли непосредственное участие в войне. Они сражались на фронтах, перевязывали раненых прямо на поле боя и при этом не забывали молиться, многие из них получили боевые награды.

Еще одним направлением патриотической деятельности РПЦ было активное участие во всесоюзном сборе средств на нужды Красной армии, в помощь раненым бойцам и их семьям, на сооружение танковых колонн и авиаэскадрилий. Сборы денежных пожертвований по приходам начались уже летом 1941 г.

Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий в послании московской пастве 14 октября 1941 г. призвал благословение Божие на всех тех, кто своими «трудами и пожертвованиями содействует нашим доблестным защитникам», а 30 декабря 1942 г. обратился к верующим и духовенству с призывом собрать средства на сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского. Православный народ собрал более 8 миллионов рублей, на них было построено 40 танков, которые митрополит Николай (Ярушевич) 7 марта 1944 г. передал Красной армии. Учитывая высокую значимость этого патриотического акта, в день передачи колонны состоялся торжественный митинг, на котором перед танкистами по поручению Патриарха всея Руси Сергия (Страгородского) выступил митрополит Николай Крутицкий. Это была первая официальная встреча представителя духовенства РПЦ с бойцами и командирами Красной армии.

Зимой 1942/1943 годов на студии Ленкинохроники при участии митрополита Николая (Ярушевича) был снят документальный фильм о сборе ленинградскими верующими средств на танковую колонну имени Димитрия Донского и эскадрилью имени Александра Невского. На истребителе с надписью на борту «Александр Невский» сражался известный лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, Александр Дмитриевич Билюкин. Всего за войну он выполнил 430 успешных боевых вылетов, в 36 воздушных боях лично сбил 23 самолёта противника.

Русская Церковь с помощью верующих в течение войны внесла в Фонд обороны 300 миллионов рублей.

Трудно перечислить все виды патриотической деятельности духовенства в тылу во время войны. В прифронтовой полосе при храмах существовали убежища для престарелых и детей, а также перевязочные пункты, особенно в период отступления в 1941-1942 гг., когда многие приходы взяли на себя попечение о раненых, оставленных на произвол судьбы. Участвовало духовенство и в рытье окопов. Священники утешали людей, потерявших родных и все свое имущество. В тылу, в сельских местностях, бывали случаи, когда священники после воскресной литургии призывали верующих вместе с ними выйти на колхозные поля для выполнения срочных хозяйственных работ.

Особенно много священнослужителей трудилось в военных госпиталях. Многие медпункты и госпитали были устроены в монастырях и находились на полном содержании монашествующих.

Архиерей Лука (Войно-Ясенецкий), хирург, доктор медицины, автор 55 научных трудов по хирургии и анатомии, а также десяти томов проповедей, находясь в ссылке в Красноярске написал письмо И.В. Сталину и получил разрешение на работу в госпитале. Ленинградский писатель Юрий Герман рассказывал: «С первых же дней работы в Красноярских госпиталях он трудился самозабвенно. Много оперировал, все свои силы и знания отдавал обучению молодых хирургов и, как всегда, тяжело переживал каждую смерть. В операционной у него висели иконы, а перед операцией он разрешал больным целовать крест, висевший у него на груди».

Священнослужители были активными участниками партизанского движения. В тылу врага пастыри, исполняя свой нравственный и патриотический долг, с риском для жизни укрывали красноармейцев, отставших при отступлении или бежавших из плена, вели антифашистскую агитацию среди населения, помогали советским военнопленным.

Александр Федорович Романушко из Полесья с 1942 по 1944 годы лично участвовал в боевых операциях, ходил в разведку. В оставленных некоторыми священниками храмах и местностях, где церкви были сожжены, отец Александр совершал отпевания расстрелянных, заживо сожженных, а также павших на поле боя партизан. И неизменно во время богослужения или при исполнении треб призывал верующих помогать партизанам и защищать родную землю от фашистов. Летом 1943 года к нему обратились родственники убитого полицая с просьбой совершить отпевание. Он приехал на похороны, но отказался совершить таинство и предал покойного анафеме. Тут же он произнес проповедь перед полицаями «…искупите перед Богом и людьми свою вину и обратите свое оружие против тех, кто уничтожает наш народ…». Его послушались, и часть полицаев ушла вместе с ним в партизаны. Через некоторое время, перед строем партизан, отец Александр Романушко был награжден медалью «Партизану Отечественной войны I степени». Два его сына также были партизанами, потом перешли в Красную армию, домой вернулись с орденами.

Протоиерей Иван Иванович Рожанович из Ровенской области которому к началу войны было около 70 лет, использовал свой дом как место встреч подпольщиков с партизанскими разведчиками. Отец Иоанн стал ценным помощником партизан, выполнял сложные задания и поручения, был членом антифашистского комитета.

Георгиевский кавалер Первой мировой войны, священник псковского села Федор Андреевич Пузанов стал разведчиком партизанской бригады. Пользуясь относительной свободой передвижения, разрешенной ему оккупантами как священнику сельского прихода, отец Федор вел разведывательную работу, снабжал партизан хлебом и одеждой, сообщал данные о передвижениях немцев. В январе 1944 г. он, рискуя жизнью, предотвратил угон в немецкий плен односельчан, за что был награжден медалью «Партизану Отечественной войны II степени».

Многие служители РПЦ пострадали от немцев за сотрудничество с советскими партизанами. Они проявили особое мужество и заслужили славу и память поколений. Так Николай Иванович Пыжевич, настоятель церкви в Ровенской области вместе с семьёй с первых дней войны помогал партизанам, в домах верных ему людей распределял тяжелораненых, которых впоследствии лечили всем миром. Занимался он и распространением листовок среди населения. В сентябре 1943 г. отряд карателей заживо сжёг в собственном доме отца Николая и его семью.

Таким образом, Русская Православная Церковь и православный народ внесли значительный вклад в победу нашей Родины в Великой Отечественной войне не только подвигами на ее фронтах, но и героическим трудом в тылу на фабриках, заводах, в сельском хозяйстве.